Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
Четверг, 18.01.2018, 05:07

МБДОУ детский сад № 1 с. Селихово

Включить версию для слабовидящих
Категории раздела
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 16 » Адаптация ребенка к детскому саду.
14:35
Адаптация ребенка к детскому саду.

Адаптация ребенка к детскому саду.

Воспитатель первой квалификационной категории

Дежнева Людмила Алексеевна


      Для ребенка начало посещения детского сада связано с погружением в абсолютно новую социальную среду. Непривычный режим дня, знакомство со сверстниками, необходимость общения и взаимодействия с посторонними взрослыми может стать причиной появления различных психологических трудностей. Адаптация детей в саду может происходить по-разному в зависимости от возраста, уровня социализации, особенностей характера и других факторов.

      Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают постепенно.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от нас воспитателей от умения создать благоприятную атмосферу в группе, атмосферу тепла и уюта, благожелательности. Если ребёнок почувствует  с первых дней это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт его адаптация. Я приложила все усилия для того, чтобы детям в нашей группе было комфортно и удобно находится.

     Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый” и "ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения. 

      Я начинаю играть с детьми в организованные  мною игры-забавы с использованием художественного слова, потешек, пестушек, песенок, стихотворений; эмоциальные игры, как «Ладушки», «Сорока-сорока», «Догонялки»; игры-забавы с ветром солнечными зайчиками и др. Сама придумываю забавные приключения заводных игрушек, объединяя их одной темой, что доставляет детям радость, удовольствие.

      В первые дни пребывания  ребёнка в группе, я стараюсь поддерживать интерес ребёнка к окружающему, обращаю  внимание на различного вида игрушки, формирую у ребёнка умения действовать с ними.

     Организую драматизацию весёлых стихов и привлекаю к участию детей. Или же я читаю стихотворение «Ладошка», забавляя малышей весёлой игрой с пальчиками. Народные игры с пальчиками дают очень хорошую тренировку движений пальцев, малыши это делают с удовольствием.

     Предлагаю малышу игрушку-каталку. Он начинает катать без всякой цели, ему интересно само его действие. Для детей постоянно предлагаю целенаправленное движение, например, отвези игрушку на каталке в свой «домик».

 

Затем предлагаю рассмотреть зайчика, обращаю внимания на длинные уши, мягкие лапки, показываю, как он может прыгать, любит быстро бегать и прятаться. Предлагаю малышам поиграть в игру «Найди зайчика». Прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно для них ставлю зайчика в какое-то новое, но не видное место среди других игрушек или на подоконники. Когда дети открывают глаза, предлагаю им найти зайчика. И малыш вместе с другими детьми находит зайчика. Обращаю внимания малыша на мишку, который лежит на диване. Говорю ему, что мишка заболел и не может с нами играть. Предлагаю, полечить его. У него болит животик. Я говорю от имени Мишки: «Спасибо» и укладываем его спать.

 Затормаживает отрицательные эмоции монотонных движений руками или сжимание рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур пластмассовые шарики, соединять детали крупного конструктора, разобрать и собрать пирамиду. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлении об изменении внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Предлагаю разнообразные наборы кубиков из пластмасса, даю возможность поиграть свободно с ними.

 

      Моя задача – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанности. Я даю ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.  

  Постепенно ребенок добровольно включается в игры со мной и другими детьми.

      С каждым днем мы увеличиваем время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша в детском саду. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Я стараюсь заинтересоваться ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку. Организую подвижные игры «Едим по дорожке», «Солнышко и дождик», (при этом вношу красивый настоящий зонт), «По ровненькой дорожке идут наши ножки» провожу пальчиковую гимнастику «Пальчик –пальчик, где ты был?»

Я отвлекаю ребенка играми «Шнуровка», «Застегивание, расстегивание». Предлагаю ему убрать игрушки. Также предлагаю поиграть с музыкальными игрушками: колокольчик, бубен, гармошка, барабан, дудочка, трещотки и т. д.

Целесообразно использую игрушки-забавы, настольный и кукольный              театр.

        Лучшие лекарства от стресса - смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками, прибауткам, пою веселые песенки.

   Во время режимных процессов учитываю индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом ложу его любимую игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка: глажу ему ручки, ножки, спинку.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.

 Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности у ребёнка и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется  потребность в доброте, ласке, внимании взрослого, но начинает формироваться и потребность в  сотрудничестве со взрослыми.

 Одним из определяющих факторов, который влияет на течение адаптации, является правильно организованная предметно-развивающая среда.

В нашей группе есть самая разнообразная детская мебель. Для удобства организации разнообразной деятельности детей, я выделила в групповой комнате несколько уголков.

В группе есть спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Спортивный уголок оснащён  яркими разноцветными мячами различного размера, мягконабивными  кубами, (через них дети переступают или перепрыгивают). Любят малыши раскладывать дорожки с различными покрытиями со «ступеньками», с «пробочками» и весело шагать по ним,  пролезать в воротики,  участвовать в подвижных играх. Стоит в спортивном уголке тумбочка с разноцветными корзинами, в которых лежит различный спортивный  инвентарь (цветные ленточки,  платочки, погремушки….), все эти предметы дети с удовольствием вынимают из ярких корзин, которые привлекают внимание детей. Спортивный уголок не только радует малышей, но и помогает им укреплять физическое и эмоциональное здоровье. У детей всегда есть желание заниматься в этом уголке.

Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет.

Уголок ИЗО творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникает потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии на листе бумаги. Изобразительная  деятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумаге свои чувства.

 Рекомендую родителям, чтобы обращали внимание на родительский  уголок, в котором помещаются консультации памятки по «Адаптации ребенка в детском саду». Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними.

 Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).

Нормализация всех показателей является сигналом к переводу ребенка на физиологический возрастной режим. При этом еще в течение недели следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.

В заключении хочу отметить, что выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение ко мне и сверстникам, глубокий сон, хороший аппетит.

 Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния.

Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей.

                         

 

                  Рекомендации для родителей:

 

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

 

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 180 | Добавил: alisa | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: